Трансформация сайтов интернет-магазинов за 11 лет
В статье вспоминали наш первый крупный e-commerce проект Lacoste и, конечно, поделились своими рекомендациями по развитию интернет-магазина в 2023 году.
За десятилетие интернет-магазины сделали огромный прыжок: от простых и неуклюжих сайтов с ограниченным каталогом, который изредка обновляли вручную, до современных, эстетичных и удобных платформ для онлайн-шопинга. Какие изменения произошли в пользовательском опыте на сайтах интернет-магазинов за последние 11 лет? Какие функции и возможности стали более востребованными? В статье разбираемся, как интернет-магазины стали “комбайнами” в мире коммерции.
Моризо Диджитал специализируется на электронной коммерции и крупных внедрениях, в штате более 100 сотрудников. Компания выступает в роли инфраструктурного партнера в разработке сложных веб- и мобайл-проектов.
С чего все начиналось
На момент начала работы с Lacoste в России уже были сформирован пользовательский опыт в части электронной коммерции, поэтому мы адаптировали глобальные дизайн-гайды бренда, затем в течение первых месяцев отслеживали корректность поведения магазина для покупателя. Через полтора года получили результат: интернет-магазин стал давать значимую часть заказов среди всей сети магазинов Лакост в РФ.
Рассмотрим подробнее, что изменилось в функциональности интернет-магазинов за 11 лет.
Бизнес-процессы
покупатель оставлял заявку на сайте, заявка уходила на почту, затем вручную обрабатывалась, менеджер общался со складом, собирал заказ и отдавал в службу доставки.
автоматизированная система по передаче заказа из “корзины” в руки покупателю. К этой системе стараются сейчас придти большинство интернет-магазинов. Современные сервисы позволяют автоматизировать продажи в любом онлайн-магазине, но не у всех это будет финансово оправданно, так как стоимость автоматизаций и фулфилмента оправданы не для всех ниш.
Виджеты
Поисковая оптимизация
Техзадания на SEO стали больше и объемнее. Если ранее один из частых запросов — вставить в подвал текст на 1000+ символов с ключевиками, то со временем стали встречаться более сложные запросы. Например, для сайта компании SuperStep мы сделали уникальные шаблоны мета-тегов и заголовков посадочных страниц каталога с фильтром еще до появления подобных возможностей в 1С-Битрикс.
Мобильные и адаптивные версии
Но в мобильные версии выносили только основные функции, потому что интернет был не очень быстрый, так что с мобильных устройств пользоваться сайтами интернет-магазинов было не очень удобно.
Затем 3G, 4G и развитие смартфонов привели к буму адаптивных версий, и функционал мобильных версий стал полноценным. Теперь две трети покупателей — мобильные юзеры.
Новые фреймворки и языки программирования
1С-Битрикс стал лидером рынка CMS, для большинства веб-разработчиков это самый частый используемый инструмент для екома.
На Magento, WordPress тоже все еще делают интернет-магазины. Чаще это небольшие компании, которые делают интернет-магазин впервые. Это адекватное решение для старта, когда еще нет понимания, какой функционал нужен. Со временем компания понимает свои требования и приходит с проектом кастомной разработки.
Врезка: У нас был клиент крупный бренд, который использовал Magento. Их проблемой было то, что сложно найти поддержку редких систем. Бюджеты на поддержку таких систем выше среднерыночных, и высока степень привязки к разработчику.
Безопасность к взлому, вирусам, ддосу
Быстродействие
Чем быстрее сайт интернет-магазина, тем выше конверсия. На большом объеме трафика это чувствительно. Поэтому появились новые инструменты: CDN, оптимизация кода и фронта и бэка, разделение фронта и бэка.
Интеграции с внешними системами
Даже небольшие интернет-магазины имеют интеграции с логистическими компаниями и системами оплаты, в распространенных CMS встроены готовые решения для платежных интеграций.
Для маркетплейсов теперь готовятся автоматические фиды, остатки и цены должны быстро обновляться и передаваться.
У крупного екома есть складские процессы, с ними тоже теперь отдельная интеграция.
По нашему опыту, раньше было сложнее на этапе проектирования сайта доказать клиенту, что нужна отдельная система для управления каталогом и складом. Сейчас сайт — это одна из витрин, а весь бизнес сосредоточен во внешних системах.
У клиентов стало больше понимания, что интернет-магазин — это каталог в первую очередь, и его лучше делать отдельной системой. Например, на сайте Техмаркета ассортимент — 50 000 товаров. На сайте стало неудобно этим всем управлять, поэтому мы стали искать решение. Так как для выставления счетов компания уже использовала 1С со своим справочником номенклатуры, то миграция позволила обогатить номенклатурную базу характеристиками. Сейчас управление каталогом происходит полностью в 1С, это сокращает временные затраты на обновление и минимизирует ошибки заполнения.